Главная | Духовное просвещение | Выставки | Художник | Работы на заказ | Контакты

Дмитрий Бортнянский (1751-1825)

Рядом с домом Бортнянских стоял Троицкий собор; вернее, в годы детства Дмитрия он еще достраивался. Большей частью богослужения проходили тогда в стоявшей неподалеку Николаевской церкви, огромной, величественной. Именно сюда часто приходил мальчик послушать хоровое песнопение, здесь он впервые услышал старинные мелодии, которые чудесно гармонировали с красотой самого храма. Дмитрий был отправлен в Санкт-Петербург, в придворную певческую школу. Итак, подростку предстояло петь в лучшем хоре России. За годы обучения молодой музыкант — ему всего 25 лет! — создает немало хоровых произведений. Успехом пользовались «Ave Maria» для сопрано и альта с инструментальным сопровождением, н «Salve Regina» для контральто и инструментального аисамбля — опусы, предназначавшиеся для богослужения.

Безусловно, обращение молодого музыканта к жанрам духовной музыки не было случайным. Дело не только в запросах публики, не только в том, что канонические «Ave Maria», «Salve Regina» и другие писали почти все итальянские мастера: такова была практика, традиция. Главное — христианское кредо, с детства, с молитв и песнопений в храмах.

Прославленная «Херувимская» №7. Музыка выразительно передает содержание текста и порою создает величественно-праздничное настроение нагнетанием динамики, повторением кульминационной волны. Какое в ней хоровое дыхание — словно дыхание самих херувимов, какие переходы от тишайшего, еле слышного единогласия к мощному многоголосию, какая мелодия! Песнопение коротко, но в нем — необычайная духовная сила... Не случайно оно вошло в золотой фонд мировой хоровой литературы.

С назначением на должность управляющего, а затем директора Придворной певческой капеллы — главного хора России, началось активное создание духовных хоровых концертов. Еще через несколько лет началась его деятельность в Петербургском филармоническом обществе, и в знаменитых концертах капеллы были впервые исполнены выдающиеся творения европейских и русский мастеров. Есть данные, что его певчие исполняли ораторию Гайдна «Сотворение мира», хоровые шедевры И.С. Баха, «Реквием» Моцарта.

Творчество не прекращалось ни на день. Кто не знает гениального гимна «Коль славен» на слова Н. Хераскова. А «Те Deum» Бортнянского! Здесь и мощные трубные звуки, и лиризм и сокровенная надежда... «Тебя, Бога, хвалим!». Так мастерски осуществил композитор чудесный синтез основных хоровых форм, европейской и русской культур. Это стало новой ступенью русской хоровой музыки.

Трудился он не для наград и чинов. Труд был его жизнью, его наслаждением, но прежде всего, — сознанием своего дара и предназначения. Предназначения христианского, духовного…

«Дар — это поручение Божие», — говорил гениальный Баратынский. Так думал и Дмитрий Степанович Бортнянский.

Из журнала «Истина и жизнь», 10/2003



Вернуться