Главная | Духовное просвещение | Выставки | Художник | Работы на заказ | Контакты

Елизавета Федоровна Романова (1864-1918)

В 1884г. Элла выходит замуж за великого князя Сергея Александровича, брата русского царя Александра Ш. Она очень любила своего мужа. Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. Для Елизаветы это повлекло серьезную перемену всего уклада жизни. Она стала первой дамой Москвы. Переезд из Петербурга, необходимость активно участвовать в светской жизни, бывать на приемах, концертах и устраивать их у себя, все это подорвало здоровье Елизаветы, у нее начались мигрени. Она поставила себе цель сделать что-то ради славы Божией, она шла к этой цели не колеблясь. Будучи уже настоятельницей обители милосердия, она посещала трущобы, где царили ужасающая грязь, болезни и разврат. Она ассистировала в больницах при сложных операциях, ухаживала за больными с гнойными язвами и ожогами. Елизавета же ни чем не выдавала, как ей трудно. Как этой нежной женщине, любящей цветы и тихие разговоры, удавалось ради Бога преодолевать то, что не под силу самым крепким мужчинам.

После трагической смерти мужа Елизавета Федоровна решает полностью посвятить себя служению людям. У нее было очень много драгоценностей. Часть их, принадлежавших фамилии Романовых, она отдала в казну, и еще небольшую часть подарила друзьям. А оставшиеся драгоценности продала, и на эти деньги купила на большой Ордынке в Москве, усадьбу с четырьмя домами, и обширным садом, где и расположилась Марфо-Марнинская обитель. Движение сестер милосердия было хорошо известно Елизавете. Ей хотелось возродить движение диаконис. Рукоположенные диаконисы - служительницы Церкви первых веков - участвовали в Литургии примерно в той роли в какой сейчас служат иподиаконы, занимались катехизацией женщин, помогали при совершении над ними таинства крещения, ухаживали за больными, словом, их роль была значительной. Когда христианство пришло на Русь, эта традиция уже переживала закат, и диаконис на Руси никогда не было.

Великая княгиня полагала, что сначала нужно пройти путь служения ближнему и тем самым - Богу, а монашество - это конечный этап, вознаграждение тем, кто уже отдал свои силы и милосердие страждущим.

То чем занималась обитель, значительно отличалось от деятельности общин милосердия, бывших тогда в Москве. Последние ограничивались в основном оказанием медицинской помощи нуждающимся. Обитель же, по плану Елизаветы Федоровны, должна была оказывать не только медицинскую, но и духовно-просветительскую помощь.

Матушка Елизавета, спала не более 3-х часов в сутки, на деревянной кровати без матраса, в полночь вставала на молитву, потом обходила все палаты больницы, и просиживала до рассвета возле тяжелобольных. Благодаря ее помощи и молитвам исцелялись даже те, от кого отказывались врачи. До 12 ООО прошений получала обитель ежегодно от желающих попасть туда. Обитель существует и по сей день.

На следующий день после убийства царской семьи, 18 июля (по н. ст.) 1918г - это был день преподобного Сергия Радонежского, которого она очень чтила - Елизавету Федоровну вместе с ее келейницей Варварой и еще шестью алапаевскими узниками, членами дома Романовых, сбросили в старую шахту под Алапаевском. Сбросили их живыми, и при падении с шестидесятиметровой высоты они получили страшные увечья. Великая княгиня молилась: «Господи, прости их, ибо не ведают, что творят!» Жертвы оставались живыми некоторое время после падения и умерли от голода и ран. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв.

Из журнала «Истина и жизнь» 3/1999г.



Вернуться