Главная | Духовное просвещение | Выставки | Художник | Работы на заказ | Контакты

Иоанн Кронштадский

Мир находится в состоянии дремоты, греховного сна, спит. Будет его Бог войнами, моровыми поветриями, пожарами, бурями, сокрушительными землетрясениями, наводнениями, неурожаями.

Всякое бедствие посылается Господом как спасительное, единственное действительное врачевство от еще худшей беды - от народного развращения, от которого истлевает и умирает душа народа. Здесь имеет место закон, по которому меньшее зло (телесное) может устранить большее зло — духовное. Как пишет архимандрит Иоанн: «Война для человека, погруженного в развратную свою корыстную жизнь, может быть даже единственным средством отрезвления. В этом и смысл войны как промыслительного попущения, отвлечения человека от мелкой себялюбивой жизни - к жертвенной; от ада похоти и сластей к граням подлинного бытия.

Гораздо более, чем о прекращении бедствий, мы должны просить Бога об очищении народной души от нечестия, о просветлении его ума, о послании к народу пророков с огненными словами призыва к покаянию. Видя народные бедствия не будем забывать и о том, что от одного лишь Вершителя всех судеб зависит избавление от них.

Сами берем, а других не снабжаем; хвалим благотворительность - и отказываем в ней нуждающимся; из рабов делаемся свободными - и не имеем жалости подобным нам рабам; будучи голодны, насыщаемся, а того, кто скуден проходим мимо; имея у себя не скудного Подателя и сокровищехранителя Бога, стали мы скупы и не общительны с бедными. Овцы у нас многоплодны, но нагих больше, чем овец; кладовые затеснены множеством хранимого в них, а утесненного не милуем. За сие-то угрожает нам праведный суд! За сие-то и Бог не отверзает руки Своей, по тому что мы заградили братолюбие. За сие-то и нивы сухи, потому что охладела любовь. Голос молящихся раздается напрасно и рассеивается в воздухе, потому что и мы не слушали умоляющих.

За тебя осудил Бог и на сие бедствие, потому что ты имея, не подавал; по тому что ты проходил мимо алчущих; потому что ты не обращал внимания на плачущих; по тому что ты не оказывал милости кланявшимся тебе. И за не многих приходят бедствия на целый народ, и за злодеяния одного вкушают плоды его многие.

Беден ты! Но без сомнения, есть другой беднее тебя. У тебя хлеба на десять дней, а у него на один. Как человек добрый и благомыслящий, уступи свой излишек неимущему. Не медли дать из малого. Если у тебя в пищу остается один хлеб, но стоит у дверей просящий, то принеси из кладовой этот один хлеб. Если и ты дашь без остатка, то и у тебя будет чванец елея, источающий благодать и не оскудевающий водонос муки; по тому что милость Божия к верным, уподобляется кладезям, из которых всегда черпают и которых никогда не исчерпывают. Скудный дай в заем богатому Богу!

Из книги «От чего происходят бедствия» И. Кронштадский.



Вернуться