Главная | Духовное просвещение | Выставки | Художник | Работы на заказ | Контакты

Сергий Радонежский (1322-1422)

... всех вместе равно любил и равно почитал, не выбирая, не судя, не взирая на лицо человека, ни над кем не возносясь, не осуждая, не клевеща, ни с гневом, ни с яростью, ни с жестокостью, ни со свирепостью; и зла он не имел против кого-либо; но слово его в благодати солью было растворено приятностью и любовью...
Епифаний премудрый.

Еще до Куликовской битвы Сергий понял, что нацональная Идея выражается через идею Христианства. Только в объединении этих двух идей можно найти спасение Руси от гибельного ига Орды. И с этой мыслью Сергий, со свойственной ему целеустремленностью и непреклонностью, проводил политику национального объединения. Своей духовной властью он помог князю Дмитрию привлечь на сторону Москвы большинство русских княжеств, объединить народ, который выходил против Мамая и его наемников уже как нация, а не только как соплеменники.

Перед выходом па Куликово поле князь Дмитрий Иванович, который после победы стал называться Донским, побывал в Троицкой обители у Сергия, «потому, что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступать ведь он знал, что Сергий — муж добродетельный и даром пророческим обладает. Преподобный благословил на победу и послал с князем на битву двух троицких монахов: Александра Пересвета и Родиона Ослябю. Оба ратника погибли в сражении.

В истории Отечества памятен Сергий как пастырь духовный и как муж государственный. В нем видели человека громадного нравственного влияния — при жизни его почитали святым и как зоркого политика, более всего озабоченного судьбой родного народа, жившего тогда в условиях сохранившихся внутриполитических распрей и под угрозой вероятных вражеских нашествий. Сергий шел к людям с молитвой и словом.

Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые выведут его на, покинутую им временно, прямую историческую дорогу.

После смерти Сергия через его учеников в России было построено 150 монастырей. Так воспитывались дружное братство, производившее по современным свидетельствам глубокое назидательное впечатление на мирян... Мир смотрел на чин жизни в монастыре преподобного Сергия, и то, что он видел, быт и обстановка пустынного братства, поучали его самым простым правилам, которыми крепко людское христианское общежитие. В монастыре все было бедно и скудно, чего не хватись, всего нет, случалось, вся братия по целым дням сидела чуть не без куска хлеба. Но все дружны между собой и приветливы к пришельцам, во всем следы порядка и размышления, каждый делает свое дело, каждый работает с молитвой и все молятся после работы.

Из журнала «Художник» 7-12/1992



Вернуться