Главная | Духовное просвещение | Выставки | Художник | Работы на заказ | Контакты

Лука (В.Ф.) Войно-Ясенецкий (1877-1961)

Войно-Ясенецкий славился своим мастерством гнойной хирургии. Его скальпель спас множество больных, считавшихся неизлечимыми. Род Войно-Ясенецких был родом русских князей. Валентина Феликсовича мучила идея, широко распространенная среди интеллигенции конца IXX начала XX века: молодому человеку следует избрать такую профессию, которая бы позволила служить простому народу, «мужикам». Лучше всего стать врачом, деревенским доктором. Он хотел лечить крестьян, хотя бы в самой убогой обстановке. Дав себе в 21 год зарок служить мужику Войно-Ясенецкий не отрекся от этого решения до конца своей медицинской карьеры. Работоспособность его поражала современников. Судя по сохранившимся отчетам, он за день принимал подчас до двухсот больных, и за год делал триста операций. При всем том этот человек не переставал заниматься наукой. Живя в глухомани, работая в жалких больничках без электричества и канализации, он оставался в курсе новейших достижений медицины: читал специальную литературу на немецком, французском и английском языках. А на десятом году сельской жизни, уже будучи отцом четырех детей, и вовсе принял рискованное решение: отправился в Москву чтобы получить докторскую степень. Очень скоро о нем заговорили как о своеобразном «хирургическом потолке».

Принимая бесчисленных больных, он никогда не брал у них каких-либо подношений, хотя умирающая жена Анна не однократно просила мужа приносить в дом хоть какую-нибудь пищу для детей и для нее, тяжело уходившей из жизни. Но изменить своим принципам он был не способен. Не редко, задерживаясь до ночи в операционной, он и сам оставался голодным.

В операционной городской больницы уже много лет висела иконка Божьей Матери. Перед операцией хирург имел обыкновение глядя на икону осенять себя крестным знамением. Очередная ревизионная комиссия приказала икону из операционной убрать. В ответ Войно заявил, что из больницы уходит и вернется лишь после того, как икона снова займет свое место. Вмешалась, однако, обстоятельство непредвиденное: крупный партиец привез для неотложной операции свою жену. Женщина эта категорически заявила, что никакого другого врача, кроме Войно-Ясенецкого, не желает. Войно вызвали в приемную, но он повторил, что согласно своим религиозным убеждениям, в операционную не войдет, пока там не повесят икону. Доставивший больную поклялся что икона завтра же будет возвращена на место. Врач поверил и прооперировал женщину, которая вскоре поправилась. Партиец не обманул: икону на следующее же утро возвратили.

В 1921 году Войно-Ясенецкий принял предложение местного епископа в Ташкенте и стал священником. На фоне массовых арестов и даже расстрелов деятелей Церкви неуступчивый Войно согласился быть рукоположенным во епископа Туркестана. Войно в тайне принял постриг и был наречен монашеским именем Лука. После этого его увезли в тюрьму. Войно и к этому был готов. Из Ташкента его через всю страну, в набитых до отказа товарных вагонах, довезли до Красноярска, а потом в заполярный поселок Туру-ханск.

За первой ссылкой последовала вторая 1930, а затем третья 1937. Последняя завершилась в 1942 году, когда огромное количество раненых на фронте заставило сталинское руководство заняться развертыванием по стране новых и новых госпиталей. Итак, все повторилось: через 22 года профессор Войно-Ясенецкий, арестованный и сосланный за свою веру, обрел право произносить церковные проповеди и даже был назначен архиереем в Красноярске. Только что опубликованный труд Войно-Ясенецкого «очерки гнойной хирургии» был представлен к сталинской премии первой степени. Из причитающихся лауреату 200 тыс. руб. он вернул 130 тыс. руб. для помощи сиротам, жертвам войны. Сталин тут же откликается приветом и благодарностью. В сегодняшней России примеры таких личностей, как Войно-Ясенецкий, особенно необходимы.

Журнал «Истина и жизнь» 5/2000



Вернуться